РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева

 

Управление информационных технологий

 

Отдел автоматизированных систем

 

 

Автоматизированная информационная система

«Рабочие программы дисциплин»

 

~

Руководство пользователя

Оглавление

1.      Общие замечания. 3

1.1.       Принятые обозначения. 3

1.2.       Назначение. 4

1.3.       Основные возможности. 4

1.4.       Пользователи. 5

1.5.       Связь АИС "РПД" с другими системами. 6

2.      Технология подготовки РПД.. 6

2.1.       Регламент работы автора. 6

2.2.       Этапы подготовки РПД (первичным вводом текста). 7

2.2.1.        Подготовка к началу составления РПД.. 7

2.2.2.        Последовательность действий по информационному наполнению РПД.. 10

Шаг 1. Вкладка «Титул». 10

Шаг 2. Вкладка «Аннотация/Цели». 12

Шаг 3 . Вкладка «Место дисциплины». 12

Шаг 4 . Вкладка «Компетенции». 14

Шаг 5 . Вкладка «Распределение трудоемкости». 15

Шаг 6. Вкладка «Структура и содержание». 16

Шаг 7. Вкладка «Оценочные средства». 21

Шаг 8. Вкладка «Тесты». 22

Шаг 9. Вкладка «Вопросы». 23

Шаг 10. Вкладка «Литература». 23

Шаг 12. Вкладка «Математическое и техническое обеспечение». 26

Шаг 13. Вкладка «Методические рекомендации студентам». 26

Шаг 14. Вкладка «Методические рекомендации преподавателям». 27

2.2.3.        Завершение работы над РПД.. 27

2.3.       Порядок подготовки нового РПД копированием материала из ранее подготовленных РПД   29

 


 

1.               Общие замечания

1.1.        Принятые обозначения

Рабочий учебный план (РУП) – нормативный документ, устанавливающий перечень учебных дисциплин, их распределение по курсам, семестрам, график учебного процесса по неделям на весь период обучения, общую трудоемкость дисциплин, объем аудиторных и самостоятельных занятий, формы и сроки организации практик, каникул, текущей и итоговой государственной аттестации.

Рабочая программа дисциплины (РПД) – нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, а также способы контроля результатов ее усвоения, соответствующий требованиям ФГОС ВПО направлений подготовки и учитывающий специфику подготовки студентов по избранному направлению.

Модуль – это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений, обучаемых на выходе.

В качестве модулей рассматривается совокупность учебных дисциплин, изучаемых одновременно, параллельно (в триместре, семестре и т. п.)

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных образовательных программ, согласно учебному плану.

Аудиторная работа студентов (АРС) – часть учебного процесса, выполняемая студентами под руководством преподавателя на лекциях, практических (семинарских) занятиях, лабораторных работах, где учащиеся получают основную информацию по изучаемым учебным дисциплинам, закрепляют знания и умения.

Контактная работа (КС) – часть учебного процесса, выполняемая студентами совместно с преподавателем. Включает АРС и различные виды консультаций и контроля знаний студентов.

Самостоятельная работа студентов (СРС) – часть учебного процесса без участия преподавателя, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.

Автоматизированная информационная система "Рабочая программа дисциплины" (АИС "РПД") – компьютерная информационная система для создания рабочих планов учебных дисциплин.

Автор – преподаватель или группа преподавателей являющихся разработчиком РПД с помощью АИС "РПД".

1.2.        Назначение

АИС "РПД" – компьютерная программа, предназначенная для автоматизированного создания рабочих программ дисциплин.

По классификации отдела автоматизированных систем УИТ РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева входит в семейство автоматизированных систем самостоятельной разработки "Cassiopeia" и имеет название АИС "Cassiopea-Progressio".

Пиктограмма АИС "РПД" - .

1.3.        Основные возможности

АИС "РПД" содержит следующие функциональные возможности:

- создание РПД заново;

- создание РПД с заполнением соответствующих разделов из документа, подготовленного в MS Word;

- формирование нового РПД на базе ранее разработанного с внесением необходимых изменений;

- вывод на печать РПД для последующей бумажной технологии (согласования и утверждения);

- извлечение, путем копирования отдельных частей РПД для включения в иные документы, подготавливаемые с помощью MS Word;

- сохранение РПД на любых этапах редактирования;

- загрузка РПД для продолжения работы с ней;

- автоматическая загрузка в создаваемую РПД объемов учебных часов, компетенций и другой регламентированной информации из рабочих учебных программ;

- формирование в РПД списка литературы исключительно на основе базы данных Центральной научной библиотеки (ЦНБ) РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева;

- формирование в РПД списка используемого компьютерного программного обеспечения исключительно на основе базы данных лицензионного программного обеспечения управления информационных технологий (УИТ) РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева;

- обновление данных о фондах учебной литературы ЦНБ;

- обновление данных о наличии лицензионного программного обеспечения;

- администрирование пользователей автоматизированной системы.

1.4.         Пользователи

В программе РПД предусмотрены следующие уровни пользователей

- автор – имеет возможность создавать, редактировать, копировать, распечатывать РПД;

- специалист УМУ – контролировать правильность созданных РПД;

- администратор – обеспечивать работоспособность АИС "РПД", обновлять справочники системы.

1.5.         Связь АИС "РПД" с другими системами

АИС "РПД" информационно связана с базой данных АИС "Студент". Оттуда загружаются данные о подразделениях вуза, учебные дисциплины, рабочие учебные программы (трудоемкость и компетенции).

РПД подготовленные в АИС "РПД" могут быть выгружены на сайт вуза.

2.               Технология подготовки РПД

2.1.        Регламент работы автора

Автор – разработчик РПД выполняет следующие действия по созданию РПД:

1.           Готовит тест РПД в программе.

2.           Распечатывает РПД. Количество экземпляров ___ (согласовать с УМУ)

3.           Согласовывает с заведующим своей кафедры – обучающей кафедры.

4.           Согласовывает с председателем учебно-методической комиссии выпускающего факультета.

5.           Согласовывает с заведующим выпускающей кафедры.

6.           Утверждает у декана выпускающего факультета.

7.           Заносит данные о подписантах в программу РПД – должность, фамилию и инициалы, дату подписания.

После отметки, что все подписи на бумажном документе получены, РПД переходит из статуса "В разработке" в статус "Готова" и дальнейшая работа с такова:

·              выгрузка РПД и публикация ее на сайте вуза,

·              включение РПД в отчет "Подготовленные РПД".

Готовить РПД возможно:

a)           первичным вводом теста,

b)           копированием материала из ранее подготовленных РПД.

2.2.        Этапы подготовки РПД (первичным вводом текста)

2.2.1.              Подготовка к началу составления РПД

Для выхода в режим создания рабочего плана дисциплины нужно выбрать на панели меню пункты: «Программы дисциплин» – «Открыть РПД» (Рис. 1).

Рис. 1. Рабочее окно программы

После выполнения действия откроется окно выбора кафедры. В нем для пользователя представлен открытый список кафедр по всем факультетам университета (Рис. 2).

Кнопка  на панели инструментов служит для скрытия списка кафедр по всем факультетам.

Кнопка  на панели инструментов служит для раскрытия выпадающего списка кафедр для всех факультетов.

Рис. 2. Список кафедр по факультетам

Выбор кафедры, для которой необходимо создать рабочий план осуществляется с помощью кнопки , либо двойным щелком левой кнопкой мыши по её названию.

Для упрощения поиска кафедры из списка можно воспользоваться фильтром . Пример поиска по фильтру представлен на Рис. 3.

Кнопка закрывает окно выбора кафедры.

Рис. 3. Пример поиска по фильтру

После выбора кафедры открывается новое окно со списком дисциплин и рабочих программ (Рис. 4).

Для создания новой рабочей программы необходимо выбрать дисциплину и нажать кнопку .

Для редактирования рабочей программы необходимо выбрать уже созданную ранее рабочую программу и нажать кнопку .

Рис. 4. Окно выбор дисциплин или РП

После того как пользователь выбрал действие «Создать РП» открывается новое окно, в котором создается новая рабочая программа посредством последовательного заполнения следующих вкладок:

1.           титул;

2.           аннотация/цели;

3.           место дисциплины;

4.           компетенции;

5.           распределение трудоемкости;

6.           структура и содержание;

7.           тесты;

8.           оценочные средства;

9.           балльно-рейтинговая системы;

10.      вопросы;

11.      литература;

12.      информационные ресурсы;

13.      математическое и техническое обеспечение;

14.      методические рекомендации студентам;

15.      методические рекомендации преподавателям.

Основные кнопки на панели инструментов:

Кнопка - сохраняет изменения.

Кнопка  - отменяет сохранение изменений.

Кнопка  - формирует и экспортирует документ  рабочей программы в Word.

Кнопка  - отвечает за проверку заполненных данных программы дисциплины.

Кнопка  - копирует данные плана.

Кнопка  - вставляет скопированные данные плана в другой план.

Заполнение полей РПД возможно путем переноса (копированием) информации из ранее созданных документов в MS Word.

2.2.2.              Последовательность действий по информационному наполнению РПД

Шаг 1. Вкладка «Титул»

Первый этап работы начинается с заполнения данных титульного листа (Рис. 5).

Рис. 5. Окно вкладки "Титул"

Часть параметров заполняется автоматически с учетом выбранной дисциплины.

 

Автором заполняются следующие параметры:

a.            ФГОС;

b.           составители (должность, звание, ФИО);

c.            рецензенты (должность, звание, ФИО);

d.           даты – у данного параметра два состояния:

 - флажок установлен - позволяет указать дату вручную или с помощью выпадающего календаря.

 - флажок возле даты не установлен – в документе будет указана дата текущего сохранения рабочей программы.

e.            ФИО и должности согласователей;

f.              - отмечается автоматически, после проставления отметок о наличии подписей всех согласователей.

Шаг 2. Вкладка «Аннотация/Цели»

На данном этапе необходимо заполнить три поля  (Рис. 6):

1.           аннотация: цели освоения дисциплины (кратко) и краткое содержание дисциплины;

2.           цели освоения дисциплины.

Рис. 6. Окно вкладки "Анатация/Цели"

Шаг 3 . Вкладка «Место дисциплины»

На этом этапе необходимо указать предшествующие и последующие предметы, которые изучаются согласно рабочему плану с данной дисциплиной (Рис. 7).

Рис. 7. Окно вкладки "Место дисциплины"

Выбор дисциплин осуществляется с помощью кнопки . В открывшемся окне представлен список предметов из РУП (Рис. 8).

Рис. 8. Окно выбора предметов

 - данная кнопка позволяет выделить все дисциплины в списке

 - данная кнопка позволяет отменить выделения выбранных дисциплин

После того, как дисциплины выбраны необходимо нажать кнопку  . Для отмены действий нажмите .

Для дополнительных сведений можно использовать поля в правой части окна: «Иные предшествующие дисциплины (школьные предметы и т.д.)» и «Иные последующие элементы учебного процесса».

Шаг 4 . Вкладка «Компетенции»

Карта компетенций дисциплины - это развернутая характеристика требований к содержанию образовательной дисциплины, к формируемым компетенциям и компонентного состава компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной компетенции) и оценки.

Рис. 9. Окно вкладки "Компетенции"

Для назначения компетенции (Рис. 9) дисциплины необходимо нажать кнопку . В открывшемся окне (Рис. 10) выбора компетенций для программы дисциплины, нужно отметить соответствующие предмету пункты и нажать кнопку . Для отмены действий нажмите . 

Рис. 10. Список компетенций

После этого автоматически формируется таблица с назначенными  компетенциями и их содержанием. Колонки с заголовками «знать», «уметь» и «владеть» заполняются вручную. Для их наполнения необходимо установить курсор на одной из компетенций и перейти на нижнюю часть вкладки для ввода информации по данным ячейкам (Рис. 11).

Рис. 11. Поля заполнения параметров компетенций

Для того чтобы добавить заполненные поля по выбранной компетенции в таблицу нужно нажать кнопку . Для отмены действий нажмите . 

Компетенции можно удалять, использовав кнопку .

Шаг 5 . Вкладка «Распределение трудоемкости»

На данном этапе формируется распределение дисциплины по видам работ семестра.

Большинство данных в таблице заполняется программой автоматически. Эти ячейки нельзя редактировать, для наглядности они закрашены серым цветом (Рис. 12).

В данной таблице самостоятельно необходимо распределить часы для самостоятельной работы.

Рис. 12. Окно вкладки «Распределение трудоемкости»

 

Шаг 6. Вкладка «Структура и содержание»

На данном этапе создается структура и описывается содержание учебного процесса по дисциплине.

Для каждого модуля дисциплины создаются разделы. Для каждого раздела модуля создаются темы. Для каждых тем раздела создаются лабораторные работы (если он включены в план дисциплины).

После создания элемента структуры, его можно переименовать. Например, на Рис. 13, для модуля 4 созданы два раздела, две темы и три лабораторных работы. Первый раздел переименован в «Введение в специальность», второй раздел остался не отредактирован. В первом разделе созданы две темы: первая тема переименована и для нее созданы две лабораторных работы.

Для создания структуры необходимо использовать следующие кнопки на панели управления:

Кнопка  - создает раздел модуля.

Кнопка  - создает тему для раздела.

Кнопка  - создает лабораторную работу для темы.

Важно* -  только после распределения часов на лекции и лабораторные занятия активируется возможность включать в структуру лабораторные работы. Если на лабораторные занятия не отведены часы, эта функция будет не доступна для пользователя.

Рис. 13. Распределение часов

После того как структура создана, все элементы переименованы и часы распределены, по каждой теме необходимо заполнить информацию о ее содержании, определить вопросы для самостоятельного изучения и указать типы занятий с распределением часов.

Для того чтобы перейти к заполнению данных полей необходимо курсором выделить тему и внизу окна под структурой появится поле с тремя вкладками (Рис. 14).

Рис. 14. Поля для описания тем

Подразделы (в нижней части окна) «Содержание» и «Самостоятельное изучение» заполняются вручную. Вкладка образовательные технологии содержит таблицу, которая заполняется данными через кнопку .

В открывшемся окне необходимо выбрать из выпадающего списка вид использования часов: Л (лекция) или ЛЗ (лаб. занятие). Далее из представленного ниже списка типов занятия выбрать необходимое. Для упрощения поиска можно воспользоваться фильтром по названию (Рис. 15).

Рис. 15. Выбор образовательной технологии

После выбора нажать кнопку . Для отмены действий нажмите . 

Далее в таблице с выбранными типами занятий распределить часы для каждого из них (Рис. 16).

Рис. 16. Пример таблицы типов занятий

Для удаления строки из таблицы необходимо воспользоваться кнопкой .

Для лабораторных работ также необходимо заполнить отдельную информацию. Для этого нужно установить курсор на строке лабораторной работы и внизу окна под структурой появится поле с тремя вкладками (Рис. 17).

Рис. 17. Поля описания лабораторных работ

Подраздел «Содержание» заполняются вручную. Подраздел «Виды контроля» содержит таблицу, которая заполняется данными через кнопку .

Рис. 18. Выбор контрольного мероприятия

В открывшемся окне двойным щелчком нужно выбрать вид контрольного мероприятия (Рис. 18). Если значение не представлено в списке, его можно записать вручную в поле справа и нажать кнопку   . Для отмены действий нажать кнопку .

Для удаления одного пункта из сформированного списка видов контроля необходимо нажать кнопку .

Подраздел «Требования ПО» содержит таблицу, которую необходимо заполнить, воспользовавшись кнопкой . В открывшемся окне представлен список всех программных продуктов, которые могут быть использованы при обучении. Для упрощения поиска можно воспользоваться выпадающим списком типов ПО, а также фильтром по названию.

Рис. 19. Выбор ПО

После того как программный продукты выбран, необходимо указать тип применения ПО , далее нажать кнопку нажать кнопку  . Для отмены действий нажать кнопку .

Подраздел «Формируемые компетенции» содержит сведения о формируемых компетенциях, которые были введены во вкладке «Компетенции». Для выбора компетенции необходимо установить флажок напротив необходимого пункта (рис. 20).

Рис. 20. Поле с выбором компетенций

 

Шаг 7. Вкладка «Оценочные средства»

На данном этапе описываются оценочные средства для всех видов  контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (Рис. 21). На рисунке 21 представлен вид контроля – Дифференцированный зачет и тип оценивания – Оценка выставляет по выполнению условий. Для него нужно заполнить все критерии, которые представлены в полях, соответственно.

Рис. 21. Окно вкладки "Оценочные средства"

При выборе типа оценивания – Оценка выставляется по балльно-рейтинговой системе, окно изменится и появятся только поле Критерий допуска и таблица «Диапазоны оценок для балльно рейтинговой системы» (рис. 22). Большинство данных в таблице зафиксированы. Эти ячейки нельзя редактировать, для наглядности они закрашены серым цветом. Шкала оценивания изменяется в зависимости от изменения минимальных баллов.

Рис. 22. Окно вкладки " Оценочные средства "

 

Шаг 8. Вкладка «Тесты»

На данном этапе в поле ввода вкладки «Тесты» необходимо описать примеры заданий, составить перечень основных контрольных вопросов, которые могут быть включены в контрольные работы в процессе обучения (Рис. 23).

Рис. 23. Окно вкладки "Тесты"

 

 

Шаг 9. Вкладка «Вопросы»

На данном этапе необходимо описать примерный перечень вопросов/тестов для контроля по дисциплине (рис.24).

Рис.24. Окно вкладки "Вопросы"

 

Шаг 10. Вкладка «Литература»

На данном этапе РПД наполняется учебно-методическим и информационным обеспечением дисциплины (Рис. 25).

Поиск литературы осуществляется с помощью фильтра. Его можно осуществить по имени автора, ключевым словам, направлению, названию, отрасли, либо шифру специальности. Как только в одно из полей будут введены какие-либо данные, таблица, которая расположена внизу от фильтра, будет заполняться списком книг из библиотеки, которые подходят по заданным параметрам.

Далее найденную книгу необходимо добавить, использовав кнопки  или . После этого в верхних полях для пунктов 7.1. и 7.2. будут формироваться списки литературы.

Для того чтобы удалить книгу из списка литературы необходимо воспользоваться кнопкой .

Рис. 25. Окно вкладки "Литература"

После фильтрации, книги располагаются в приоритетном порядке, где приоритетом является её наличие в ЭБС ( электронно-библиотечной системе) (рис. 26). Остальные книги сортируются по количеству экземпляров.

Рис. 26. Применение фильтрации литературы

 

Шаг 11. Вкладка «Информационные ресурсы»

На данном этапе указывается программное обеспечение, которое используется в учебном процессе, интернет-ресурсы, базы данных, информационно – справочные и поисковые системы (Рис. 27).

Пункты 7.3, 7.4 и 8 заполняются вручную

В пункте 7.3. заполняются нормативно правовые акты.

В пункте 7.4. дополнительно указываются методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям.

В пункте 8 необходимо указать перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины.

Пункт 9 заполняется путем выбора программных продуктов из списка через кнопку  аналогично, как в шаге 6 для лабораторных работ.

Кнопка  позволяет построить список требований ПО по требованиям из занятий в структуре и содержании.

Кнопка  - удаляет строку в списке.

Рис. 27. Окно вкладки "Информационные ресурсы"

 

Шаг 12. Вкладка «Математическое и техническое обеспечение»

На данном этапе описываются требования к аудиториям (помещения, местам) для проведения занятий (Рис. 28).

Кнопка  добавляет новую строку в таблицу.

Кнопка  удаляет строки из таблицы.

С помощью кнопок  и  возможно менять расположение строк в таблице.

Рис. 28. Окно вкладки "Мат.- тех. обеспечение"

 

Шаг 13. Вкладка «Методические рекомендации студентам»

На данном этапе в пункте 9 описываются методические рекомендации студентам по освоению дисциплины. В пункте 9.1. указываются виды и формы отработки пропущенных занятий (Рис. 29).

Рис. 29. Окно вкладки "Методические рекомендации студентам"

 

Шаг 14. Вкладка «Методические рекомендации преподавателям»

На данном этапе в пункте 10 описываются методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине (Рис. 30).

Рис. 30. Окно вкладки "Методические рекомендации преподавателям"

 

2.2.3.              Завершение работы над РПД

Сеанс работы с программой можно завершить как при полном окончании работы над РПД, так и частично заполнив необходимые разделы.

После заполнения вкладок необходимо сохранить всю внесенную информацию нажав кнопку .

Проверку полноты введенных данных модно сделать при помощи кнопки  на панели инструментов программы.

Если все необходимые данные были занесены в программу, откроется диалоговое окно с положительным результатом (Рис.31).

Рис. 31. Диалоговое окно проверки

Если данных не достаточно, откроется окно результата проверки, в котором будут перечислены не введенные данные (Рис.32).

Рис. 32. Отрицательный результат проверки данных

После завершения составления рабочей программы ее можно экспортировать в текстовый файл (Рис. 33), с помощью кнопки  на панели инструментов.

Рис. 33. Экспортированный РП в текстовый документ – Новый шаблон

 

2.3.        Порядок подготовки нового РПД копированием материала из ранее подготовленных РПД

Копирование данных из РПД осуществляется с помощью кнопки . Для этого открывается уже созданный рабочий план.

Далее создается новый рабочий план, в который необходимо вставить полученные данные. В открывшемся окне создания рабочего плана по выбранной дисциплине нужно нажать кнопку  на панели инструментов. После этого откроется диалоговое окно на подтверждение данного действия (Рис. 34. Окно запроса на подтверждение).

Рис. 34. Окно запроса на подтверждение

Далее откроется окно параметров копирования с двумя вкладками: «Импорт данных программы» и «Распределение плана по модулям».

В первой вкладке «Импорт данных программы» для каждого из частей РПД нужно выбрать параметр (Рис. 35. Окно параметров копирования):

Ø   объединить – если данные копируются в новый или уже ранее созданный РПД, т.е. данные добавятся к уже имеющимся.

Ø   заменить – если необходима замена данных.

Ø   не копировать – данные не будут скопированы.

Рис. 35. Окно параметров копирования

Во второй вкладке «Распределение плана по модулям» необходимо указать параметр копирования для структуры тем и занятий.

При выбранном параметре объединить или заменить необходимо распределить темы и занятия по модулям. В открытом поле будут отображены количество модулей по данной дисциплине и все скопированные разделы, которые необходимо распределить по модулям, либо не включать в новую структуру.

На каждой вкладке модуля, нужно отметить галкой те разделы, которые будут скопированы в новую структуру. Так, например, на рисунке Рис. 36 представлен исходный модуль 7, в котором 6 пунктов. Для нового распределения необходимо в Модуле 6 и Модуле 7 оставить по 3 пункта. Для этого во вкладке Модуль 6 галкой отмечаются те разделы, которые будут в структуре данного модуля. Аналогично для вкладки Модуля 7.

Рис. 36. Распределение для шестого модуля

После распределения всех параметров копирования нужно нажать кнопку  . Для отмены действий нажать кнопку .

После того как копирования данных осуществилось, всплывет окно результат вставки данных (Рис. 37), в котором будут указаны причины (если они есть), по которым некоторые данные не были скопированы.

Рис. 37. Окно результата вставки данных

После этого следуют отредактировать и добавить недостающие данные в созданный рабочий план.